Удивительно, но так бывает, что что-то нелепое затмевает собой великие события и явления. Двадцать лет назад Лебедяни принесло мировую известность… метро!
Да, в городе строилось метро, это не шутка. Точнее, строил его один человек – Леонид Мулярчик. Он хотел прославить свой город и попасть в Книгу рекордов Гиннесса, как строитель самого маленького метро в мире.
В конце 80-х годов прошлого века Леонид Владимирович создал кооператив «Радость», в который вступили аж 166 человек воодушевленных творческим порывом самодеятельного строителя.
Кооператоры всерьез намеревались проложить в Лебедяни метро, или, в крайнем случае, катать по туннелю туристов на вагонетках. С развалом Союза члены кооператива отказались от воплощения грандиозных замыслов.
Мулярчик остался с идеей метро один на один и рыл туннели в одиночку. Вскоре из двора Мулярчика протянулись многометровые туннели. Энтузиаст прокладывал их с помощью кирки и лопаты, а своды укреплял кирпичом и бетоном.
Проложил Леонид Мулярчик и однопутную колею для небольшой тележки. Однако, транспортной артерией его метро так и не стало — лебедянцы воспринимали затею земляка как нелепое и опасное чудачество.
Леонид Мулярчик водил на экскурсии в метро лебедянских детей. С взрослых же, особенно журналистов, приезжающих писать и снимать репортажи о самом маленьком метро в мире, Мулярчик нередко брал деньги, мотивируя это тем, что средства ему нужны для строительства.
В Книгу Рекордов Гиннесса лебедянское метро так и не попало, но принесло Лебедяни мировую известность. Ни об одной лебедянской достопримечательности не написано в интернете столько, сколько о метрополитене имени Мулярчика!
25 сентября 2011 года Леонид Мулярчик ушел из жизни. Вместе с ним умерла и идея строительства метрополитена – заваренный вход в него сейчас можно видеть с берега Дона в районе улицы Советской Армии.
Дочь Леонида Мулярчика Тамара рассказала, что с метро у семьи было много проблем, отца постоянно донимали власти и полиция. К метро проявляли интерес, часто нездоровый, подростки, норовившие пробраться в туннели, что было небезопасно.
Поэтому, после смерти Леонида Мулярчика его семья решила от подземелий избавиться. Сейчас метро частично завалено всяким скарбом. Вход в него со стороны Дона закрыт железными дверями и заварен.
Видно, что в метро пытались проникнуть, и, возможно, не раз — лист входной двери отогнут, но за ним – решетка, которую сломать невозможно.
Я хочу высказаться по этому поводу